Три века невьянской иконы

Музей русской иконы принимает в своих стенах и представляет публике уральские иконы XVIII – начала XX века – удивительное явление русской духовной культуры из собрания Музея «Невьянская икона» (Екатеринбург).

Выставка была открыта 15 декабря и должна была завершиться в марте. Но в связи с необычайным интересом публики ее не только продлили ее до 2 июня, но и расширили на еще один зал*, вместивший более 80 икон. Таким образом, на выставке в общем представлено около 300 произведений, раскрывающих феномен невьянской иконы во всей его полноте.

Этот выставочный проект является бесценным опытом сотрудничества двух частных музеев с принципиально разными подходами к формированию коллекций. Музей русской иконы, основанный Михаилом Абрамовым, показывает феномен русской иконописи от древних времен до современности во всем разнообразии стилистических и идейных тенденций. Музей «Невьянская икона», основанный Евгением Ройзманом, всецело сконцентрирован на одном явлении – иконописи горнозаводского Урала.

Будучи историком по образованию, Евгений Ройзман лично предпринимал исследования и экспедиции в поисках невьянских икон, приобретал их на свои средства, а если покупка была невозможна, фотографировал и описывал, поскольку цель предприятия – показать феномен невьянской иконы во всей ее полноте. Музей существует с 1999 года, его коллекция постоянно пополняется.

Заказчиками и исполнителями невьянских икон были старообрядцы разных согласий – поморцы и часовенные. Их предки ушли на Урал из разных регионов центральной России от преследований и образовали самобытную культуру, душа которой отразилась в невьянской иконе. Эта иконопись удивительным образом сочетает консервативность и использование передовых для своего времени технических возможностей, барочную декорацию с древнерусскими иконографическими типами. Этот парадокс виден буквально в каждой иконе: образы, написанные по древним прорисям, обобщены и суровы, но при этом иконные доски обработаны заводским способом, по последнему слову техники.

История невьянской иконы началась три века назад. Самая ранняя икона датируется 1734 годом, самая поздняя – 1919-м. Будучи не исторической реконструкцией, но живым продолжением древнерусской традиции, невьянская икона берет от Средневековья то, что заказчикам и иконописцам представлялось самой сутью древнего благочестия. На этом основываются ее отличительные черты. В частности, личное на невьянских иконах, начиная с самых ранних, всегда светлое. Высветление достигалось постепенным добавлением все большего количества белил к охре основного тона. Белоликость стала одним из основных признаков невьянской иконы, сохранившихся на протяжении всей ее истории. Одновременно невьянские иконописцы сознательно игнорировали некоторые художественные приемы, свойственные древней живописи. Они тщательно избегали живописности, не допускали ни малейшей подрумянки, никогда не рисовали слезничков в уголках глаз.

Невьянская икона демонстрирует парадоксальную непостижимость русской культуры, которая может сочетать истовую религиозность с передовыми технологиями, в которой предельно узкий набор художественных средств дает необычный яркий результат. По мнению доктора искусствоведения Герольда Ивановича Вздорнова, невьянскую икону можно считать последней иконописной школой.

Источник: http://new.russikona.ru/events/68