Выставка работ и день памяти П.И. Петровичева
12 мая в МАХУ прошла выставка работ и день памяти П.И. Петровичева — выдающегося русского живописца в России первой половины ХХ века, классика русского реалистического пейзажа, ученика И.И. Левитана, члена объединения Союз русских художников.
Для нашего училища юбилей этого художника очень значим. Он преподавал в нём с 1936 по 1942 годы и оставил существенный след в его истории.
Училище и само приближается к своему 100-летнему юбилею, наступает время вспоминать своих знаменитых педагогов и выдающихся студентов.
Нас посетили замечательные гости. Я.В. Шабанов — коллекционер, основатель музея «Усадьба «Дедово» привёз 30 музейных работ Петровичева.
Е.В. Ким – кандидат искусствоведения, сотрудник Ростовского музея-заповедника прочла интересную лекцию о жизни и творчестве художника.
Выступали преподаватели и директор училища, делились впечатлениями студенты.
В настоящее время известные факты биографии Петра Ивановича приводятся во множестве источников, они завораживают, напоминая своими коллизиями народную сказку.
И о том, как крестьянский парень копировал и поновлял иконы в музее Ростовского кремля, и о его судьбоносной встрече с Василием Верещагиным.
И о том, как движимый стремлением серьёзно учиться искусству, пешком добрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где не сразу, но опять же сказочно удачно, нашёл своё истинное призвание в пейзажной мастерской И.И. Левитана, а позже – А.М. Васнецова.
Описаны и подробности биографии, и участие в выставках и творческих объединениях. Признано его высокое живописное мастерство.
Но для нас особенно важна его роль в формировании той особой (и достаточно стойкой) традиции живописной школы Московского художественного училища памяти 1905 года, которая сложившись в 20 – 30-е годы XX века, просуществовала вплоть до начала 10-х годов века XXI.
Относительно недолго проработав в училище, Пётр Иванович, тем не менее, внёс существенный вклад в систему преподавания.
Не будучи ни теоретиком, ни методистом, но являясь носителем живой традиции русской пейзажной живописи конца XIX – начала XX века, он повлиял не только на своих учеников, но и на многих художников-педагогов.
Эта традиция коренным образом связана с судьбой отечественного реализма в XX веке, пережившего многократные пересмотры, рамки и ломки, но сохранившего в лучших своих образцах искренность и пронзительную ноту духовного переживания.
М.В. Куинджи.