Ртуть и свинец в искусстве: опасные союзники живописцев
На протяжении всей истории человечества мир искусства и химии неразрывно связан. За яркими красками на полотнах и насыщенными оттенками произведений часто скрываются свойства химических элементов. Художники всегда искали новые материалы и пигменты для создания своих шедевров, и некоторые из них оказывались опасными не только для самого живописца, но и для его окружения.
В рамках внеурочного образовательного цикла «d-элементы VI группы в искусстве» состоялась заключительная лекция Д.А. Павлова для студентов первого и второго курсов, посвящённая применению ртути и свинца в живописи. Были подробно рассмотрены преимущества и недостатки использования этих металлов в художественных работах. Студенты узнали, что ртуть придаёт краскам яркость и устойчивость к воздействию света и воздуха, а свинец обладает отличными покрывающими свойствами и служит основой для светлых красок. Однако оба элемента токсичны и представляют угрозу для здоровья художников и экологии.
Наглядными примерами использования ртути и свинца в известных произведениях искусства стали работы, написанные с применением киновари (HgS), свинцовых белил (PbCO₃), жёлтого сурика (PbO) и красного сурика (Pb₃O₄).
Киноварь применялась в таких работах, как:
– «Благовещение со святым Эмидием» Карло Кривелли,
– «Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля Санти,
– «Семейство Дария перед Александром Македонским» Паоло Веронезе,
– «Запорожцы» Ильи Репина.
Красный сурик можно увидеть в:
– «Похищении дочерей Левкиппа» Питера Пауля Рубенса,
– «Кардинале Юберо де Бальби» Филиппа де Шампань,
– «Иване Грозном и сыне его Иване» Ильи Репина.
Жёлтый сурик наблюдается в:
– «Любви земной и Любви небесной» Тициана Вечеллио,
– «Демоне поверженном» Михаила Врубеля.
Свинцовые белила использовались в:
– «Карле I и его семье» Антониса Ван Дейка,
– «Видении отроку Варфоломею» Михаила Нестерова,
– «Волне» Ивана Айвазовского.
Сегодня в искусстве преобладает тенденция к использованию безопасных альтернатив традиционным пигментам. Вместо киновари теперь применяют синтетический краситель PYRROL RED, а свинцовые белила заменяют диоксидом титана (титановые белила). Токсичные пигменты уступают место современным составам на основе цинка и кадмия.
Цикл лекций стал важным этапом в понимании взаимосвязи химии и искусства. Он раскрыл исторические аспекты использования химических элементов и подчеркнул их значимость для творчества.









