Открытие выставки театральных работ Ольги Вячеславовны Белоковской

21 февраля в выставочном зале МАХУ состоялось торжественное открытие выставки театральных работ Ольги Вячеславовны Белоковской — талантливого художника, педагога и выпускницы училища. Экспозиция представила зрителям многогранный творческий путь Ольги Вячеславовны, включая эскизы к уже реализованным спектаклям, дипломную работу, а также уникальные зарисовки костюмов, занавесов и сценических действий.

Выставку открыла исполняющая обязанности директора МАХУ Оксана Валентиновна Косарева, подчеркнувшая значимость творчества Ольги Белоковской для театрального искусства и образования. На мероприятии также выступили выпускники и коллеги художницы, поделившиеся своими воспоминаниями и впечатлениями о её работе.

Своими воспоминаниями поделились:

  • Марина Викторовна Куинджи, выпускница 1982 года отделения промграфики, художник, искусствовед и преподаватель, которая отметила влияние Ольги Вячеславовны на развитие театрального искусства.
  • Виктор Николаевич Архипов, председатель секции художников театра, кино и телевидения, почетный член Российской академии художеств и дважды лауреат премии «Золотая маска». Он поделился своими воспоминаниями о годах обучения в училище и высоко оценил вклад Ольги Белоковской в театральную сценографию.
  • Федор Викторович Архипов, выпускник театрального отделения 2005 года, который рассказал о том, как работы Ольги Вячеславовны вдохновляют молодое поколение художников.

Особенным моментом вечера стала лекция самой Ольги Вячеславовны, в которой она рассказала о тонкостях работы театрального художника. С теплотой и благодарностью она вспоминала своих преподавателей, этапы обучения и становления как профессионала. Художница также раскрыла секреты создания эскизов и поделилась опытом работы над различными театральными проектами, что вызвало живой интерес у аудитории.

На мероприятии присутствовали не только коллеги и выпускники МАХУ, но и нынешние студенты, для которых Ольга Вячеславовна преподает дисциплину «Рисунок».

Среди гостей были:  Николай Анатольевич Дубовик, Юрий Владимирович Скирда, Ольга Викторовна Гасанова, Наталья Владимировна Пархоменко, Екатерина Михайловна Антропова и Игорь Николаевич Шумилов, преподаватели и сотрудники училища, которые высоко оценили вклад Ольги Белоковской в развитие художественного образования.

Выставка стала не только поводом вспомнить яркие моменты творчества Ольги Вячеславовны, но и возможностью вдохновить новое поколение художников на создание уникальных театральных проектов. Экспозиция продлится до конца марта, и все желающие смогут познакомиться с работами, которые уже стали частью истории театрального искусства.

Мы знаем Ольгу Вячеславовну Белоковскую как крепкого станковиста, замечательного преподавателя, члена Российского и Московского союзов художников. Без малого 30 лет она преподаёт в МАХУ памяти 1905 года, и за это время воспитала несколько поколений молодых художников.

Но она давно не раскрывала для широкого зрителя другую грань своего творческого багажа – работу в театре.

Собственно, искусство сценографии – это то, чему она училась в МГАХИ им. В.И. Сурикова у выдающихся театральных художников и педагогов: М.М. Курилко-Рюмина и Н.Н. Меркушева и стажировалась в Академии Художеств.

Несмотря на то, что в настоящее время Ольга Вячеславовна больше занимается станковой живописью, она создавала как художник-постановщик очень интересные и разноплановые спектакли, некоторые эскизы к которым вошли в собрание Российской Академии Художеств и Музея современного искусства в Москве.

Дипломная работа Ольги Белоковской в МГАХИ – эскизы сценографии и костюмов к опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева» поражают монументальностью формы и драматизмом содержания.

Художник визуализирует эпическое повествование о героине французского народа – Жанне д” Арк, где есть исторический масштаб, народно-патриотическое звучание, героика и лирика музыки Чайковского.

Все эти особенности драматургии мастерски воплотились в художественном решении спектакля. Использованный для этого арсенал средств: организация сценического пространства, точно выстроенные ритмические связи, необходимая степень условности, поиски интересных фактур – создали уникальную исторически-фантазийную атмосферу, в то же время созвучную музыкальному строю произведения.

Совсем другое решение – в спектакле «Кошкин дом» С.Я. Маршака для русского театра города Нальчика.

Яркие лаконичные эскизы декораций и костюмов выполнены в технике аппликации. При всей активности цветового строя, необходимой для самых маленьких зрителей, эскизы очень лёгкие, не перегруженные, мобильные. Это соответствует назначению «выездного» спектакля и не перегружает восприятие. Сложнейшую задачу – работать для детей, Ольга Вячеславовна решает играючи – создаёт особый игрушечный мир, с условными, но хорошо узнаваемыми и понятными детям элементами декораций и костюмов.

Всегда современная комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» решается Белоковской в остросатирическом ключе. Характерные гротескные образы персонажей такие узнаваемые, точные, с характерными движениями и атрибутами. Все костюмы обрамляет иллюзорная деревянная рама, будто ещё больше выставляя на показ все пороки и «злонравия», обличаемые в пьесе.

Такое стилистическое и образное разнообразие решений говорит о том, как остро и глубоко чувствует художник драматургический материал, как тщательно отбирает художественные приёмы и выразительные средства.

Не будет преувеличением сказать, что опыт работы в сценографии много дал и для станковой живописи Ольги Белоковской, привнося в неё и образность, и настроение, и зрелищность.

Студентам, многие из которых учатся у Ольги Вячеславовны, будет очень полезно познакомиться с этой областью творчества художника.

Особенно ценным это знакомство станет для студентов театрального отделения.

                                                                                                     М.В. Куинджи.