Открытие выставки «Сергей Георгиевич Стручков и ученики»

В четверг 3 июля 2025 года — ровно на середине юбилейного выставочного марафона Училища памяти 1905 года — состоялось открытие выставки «Сергей Георгиевич Стручков и ученики». Принимающей стороной явилась Галерея Тушино, в залах которой наш юбилейный год стартовал очень представительной выставкой «В центре столетия». В октябре этого года здесь же пройдёт еще одна знаковая выставка-проект «Только МАХУ», где будут представлены художники, не продолжившие свое художественное образование в профильных ВУЗах, но при этом прекрасно реализовавшиеся в творчестве.

Но вернемся к основному событию. Сергей Георгиевич Стручков — один из самых дорогих студенческому сердцу преподавателей 1980-х – 2000-х годов. Сам выпускник Училища 1965 года, он вернулся сюда преподавать, а также возил студентов на пленэрные практики, занимался учебно-методическим фондом и выставками Училища.

Несмотря на самое неудачное с точки зрения зрительской активности время на открытие выставки собралось беспрецедентно много людей, в основном, выпускников Училища.

От МАХУ выступила куратор юбилейных выставок Мария Комарова. Она рассказала о возникновении замысла выставки и её подготовке. Особое внимание зрителей вызвало выступление дочери Сергея Георгиевича Натальи. Ведь именно благодаря её усилиям стало возможно вновь увидеть работы Сергея Георгиевича, долгое время простоявшие на полках в мастерской. Увидеть новыми, уже не студенческими, а профессиональными глазами. Из воспоминаний детства Наташа Стручкова рассказала, как папа из любого бытового дела мог сделать и решить творческую задачу, например доставку ложек и вилок из кухни в столовую с помощью системы блоков. Кукольный театр, творчество из любых подсобных материалов, широта и незаурядность мышления – всё это запомнилось с детства.

Особую ноту внесло выступление Ирины Ивановны Киселенко – однокурсницы Сергея Георгиевича, пришедшей преподавать в 1990-е годы, а в 2008 году подхватившую осиротевшую группу Стручкова.

Затем наступил черед учеников С.Г. Стручкова.

Первым к микрофону пригласили Борислава Карандаева. Сын ещё одного знакового преподавателя МХУ Владимира Семеновича, своё первое сентября первого курса он встретил не на торжественном собрании в Училище, а в лесной избушке на Белом море на пленэре вместе с отцом и Сергеем Георгиевичем. Боря рассказал, как Сергей Георгиевич стеснялся показывать свои работы, и увидеть их можно было только украдкой, вытащив из-под кровати.

Александра Володина поделилась с гостями выставки уникальными раритетами, сохранившимися у неё: рекомендацией в Московский союз художников, написанной С.Г. Стручковым, статьей «В Сибирь по собственному желанию» о Сергее Георгиевиче в газете Гермес, опубликованной в № 10 1994 года, показала этюды, написанные под руководством Учителя в студенчестве.

Поделиться своими личными впечатлениями об Учителе могли почти все присутствующие. Свободным микрофоном воспользовались Наталия Богачёва (выпуск 1988 года), Любовь Орлова (Косарева) (выпуск 2011 года), Елена Александрова (Тащева) (выпуск 1994 года). Речь Владимира Кочеткова (выпуск 2008 года), который в составе группы студентов ездил на Чусовую в 2007 году, превратилась в настоящий стендап, особенно когда он сравнил себя тогдашнего с современными студентами, что вызвало живейший отклик у слушателей.

Приветом с Чусовой явились несколько совсем свежих этюдов Екатерины Лебедевой (выпуск 1994 года), которая как раз находилась в тех местах, когда получила афишу с названием выставки, что очень её тронуло.

Еще одним приветом из прошлого стала чудом сохранившаяся папка работ группы П-1 с каллиграфической подписью. В папку сложили не вошедшие в экспозицию акварельные работы первого семестра первого курса, демонстрирующие учебную программу МХУ памяти 1905 года: простой натюрморт, натюрморт в холодной гамме, чучело птицы, сложный натюрморт, натюрморт с гипсовым орнаментом и т.д. Несколько экспонентов выставки, а именно Елена Острер и Евгений Сергеев. неожиданно обнаружили среди них свои учебные работы.

Особое внимание следует обратить на методический раздел масляной станковой живописи, представленный на выставке. Мастерски выполненные студентами мастерски поставленные постановки! Последовательность решения учебных и творческих задач! Ясность мышления, не перегруженность и сгармонированность постановок! Разность творческих методов и виртуозность письма! Это педагогические наследие Сергея Георгиевича.

Специально к выставке Марина Куинджи написала статью, рассказывающую об Сергее Георгиевиче Стручкове, а дочь Наталья Стручкова опубликовала буклет.

Открытие выставки стало одновременно данью уважения, памяти и любви замечательному человеку и художнику, встречей выпускников и праздником настоящего искусства!

М.А. Комарова

Больше фотографий здесь:  https://vk.com/album-153496131_307896501

Сказочные миры Сергея Стручкова.

Художник – это состояние души, горящие глаза, всегда внимательные, заинтересованные, глубокие. Это желание делится богатством своей души.

Думаю, не было человека в Московском художественном училище памяти 1905 года человека, который бы не относился к Сергею Георгиевичу Стручкову с большой теплотой и искренним уважением.

И студенты, и коллеги-педагоги – все без исключения, ценили и его человеческие качества, и живописное мастерство, и тонкий вкус, и педагогический дар.

Он работал в училище около 40 лет и за эти годы воспитал несколько поколений

прекрасных художников, которые с благодарностью вспоминают о нём, как о мастере, оказавшим влияние на всю их дальнейшую творческую жизнь.

Особенно ценно было для студентов, что Сергей Георгиевич постоянно сам работал как художник и заражал их своим примером, своей любовью к живописи.

Сочетать творческую и педагогическую деятельность невероятно трудно. И то, и другое требует полной отдачи, постоянной внутренней работы. Сергею Стручкову это удавалось в совершенстве.

Коллеги до сих пор вспоминают придуманные им натурные постановки, всегда

отличавшиеся эстетическим вкусом, ясной художественной задачей, не просто учебной, но глубже – творческой.

Но главной его страстью была пленэрная живопись.

Сергей Георгиевич умел найти места для пленэра: Сибирь, Полярный круг, Белое море, в основном, Север – места неизведанные и мало обжитые, суровые, но отмеченные особой величавой красотой.

Подобно французу – Полю Гогену и русскому символисту – Павлу Кузнецову он искал места первозданные, где никакие следы цивилизации не нарушают вечного бытования природы.

В его пейзажах почти никогда нет места человеку. Они живут сами по себе, в своём ритме, свободном от мирской суеты, образуя надмирную вневременную гармонию.

Добиваясь этого ощущения, художник стремится к большой форме, которую обогащает игрой красочных оттенков и фактур. Например, в пейзажах Ковды, в серии пейзажей Чусовой, да и во многих других работах.

Вообще живопись Сергея Георгиевича настолько цельна, почерк индивидуален и узнаваем, что все его пейзажи выстраиваются в единое, бесконечное в своём

разнообразии воплощение какого-то эпического мира, сказочной Вселенной. Отталкиваясь от натурного впечатления, он переосмысливает видимую реальность в мастерской. Обобщает формы, часто уплощая силуэты, корректирует композицию, выявляет самое характерное в каждом мотиве, примиряет плоскость холста с

пространственностью далей. Кое-где вводит контур, усиливая декоративность линии. Его работы трудно назвать этюдами. Это хорошо продуманные и выстроенные картины вне зависимости от их размера.

Тем самым получается, что вместо пространства, связанного с реальностью, возникает пространство сказочное, пространство более условное, изображение становится более декоративным.

Но не декоративность здесь является главной задачей. Такое переосмысление придаёт природным мотивам экспрессивное, метафорическое звучание. Заставляет задуматься о мироздании, о Божественном величии природы в сравнении с человеческой суетностью и недолговечностью человеческой жизни. (серия «Апатиты», например).

Добиваясь определённой доли условности, художник всё же не нарушает границы достоверности, оставаясь в поле реалистического искусства.

Это позволяет сочетать непосредственность живого восприятия натуры и внутреннюю цельность образа, увиденного особым художественным зрением.

Конечно, встречаются в его живописи и следы человеческого пребывания. Это избы в пейзажах «Мезени», башни Соловецкого монастыря, улочки Суздаля. Но такая

архитектура, древняя, почвенная скорее тоже воспринимается как органическая часть природы, чем как продукт человеческой деятельности, наполняется тем же молчаливым величием, увидена тем же «интеллектуальным зрением».

Образное отражение жизни природы во многом связано с театральным образованием художника., которое он получил в институте им. В.И. Сурикова в мастерской М.И. Курилко – выдающегося театрального художника, педагога, академика Российской академии художеств.

Эта замечательная школа не только привела Сергея Стручкова к работе в театрах Москвы, но и наложила отпечаток на поиски образной выразительности в станковой живописи.

Возможно, поэтому он предпочитал работать в темпере, акварели и смешанной технике, более привычной для сценографа. Возможно, поэтому все его пейзажи очень зрелищные, захватывающие внимание зрителя сразу и целиком, поражающие тонкостью

колористических сочетаний, разнообразием живописных фактур и экспериментальными поисками повышения выразительности техники. Это действительно, особые миры, создающие особое медитативное настроение наедине с природой.

М.В. Куинджи