В МАХУ открылась выставка Владимира Конягина

В Московском художественном училище царила особая, тёплая и узнаваемая атмосфера. Та самая, которую смело можно назвать духом истинных «МАХУшников». Поводом для встречи стало открытие выставки памяти Владимира Александровича Конягина — легендарного педагога, фронтовика и художника, оставившего неиссякаемое наследие.
Владимир Александрович Конягин (12.08.1923 – 25.04.2025) — Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников России, почётный житель муниципального округа Академический г. Москвы — прошёл сложный жизненный путь. Родившись в 1923 году в посёлке Колышлей Пензенской области в крестьянской семье, он в 18 лет добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в Сталинградской битве, форсировал Днепр, освобождал Молдавию, Польшу, Чехословакию и Германию. За мужество и отвагу был награждён Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над фашистской Германией».
После войны, в 1945 году, он поступил в Саратовское художественное училище, а уже с 1953 года начал преподавать в нём. В 1974 году семья Конягиных переехала в Москву, и с тех пор Владимир Александрович на протяжении сорока лет неразрывно связал свою жизнь с Московским художественным училищем имени 1905 года, где вёл дисциплины «Живопись» и «Пластическая анатомия». Именно он создал в училище Кабинет пластической анатомии, ставший важнейшей частью подготовки будущих художников.
На открытие пришли те, кто учился и работал в Училище с конца 1970-х вплоть до 2014 года. Это было собрание людей, понимающих друг друга с полуслова. Их объединил общий язык — язык любви и глубокого почтения к своему Учителю.
Торжественную часть открыла директор училища Оксана Валентиновна Косарева. Она призналась, что с личностью Владимира Александровича познакомилась через его творчество, и поделилась трогательными наблюдениями за тем, как современные студенты внимательно и вдумчиво разглядывают его работы. От всей души она поблагодарила сына художника, Сергея Владимировича Конягина, за возможность организовать эту значимую выставку.
Вечер памяти продолжили ученики Мастера. Дмитрий Резоухов зачитал автобиографические воспоминания Владимира Александровича о суровых военных годах. А сын, Сергей Владимирович, погрузил зал в историю семьи: он рассказал об учебе отца, жизни в Саратове, переезде в Москву и о том, какое огромное значение имело МХУ памяти 1905 года для самого Конягина.
Еще один ученик, Дмитрий Сергеевич Бодянский, чей профессиональный путь также начался в мастерской Конягина, поделился впечатлениями от недавнего визита в Саратовское художественное училище, где память о выпускнике и педагоге также жива. Он показал уникальную фотографию — рисунок 1953 года, ставший живой связующей нитью между эпохами и городами.
Желающих высказаться было много, и каждый выступающий открывал личность художника с новой, подчас неожиданной стороны. Своими воспоминаниями об учителе поделились Александр Петрович Андрюхин, Антон Николаевич Иванов, Роман Владимирович Неводник и Вадим Тараненко.
Особой теплотой были наполнены слова прекрасных женщин МАХУ — Екатерины Антроповой, Екатерины Аникановой и Ксении Бондаренковой, которых Владимир Александрович писал на протяжении нескольких десятилетий. Трогательными стали выступления Екатерины Михайловой и Марины Куинджи. А бывший секретарь учебной части и приемной комиссии Любовь Викторовна Лапыгина подарила Сергею Владимировичу букет прекрасных роз как символ благодарности и памяти.
Выставка не просто познакомила гостей с творчеством художника — она оживила его образ. Зал, затаив дыхание, слушал каждого выступающего, сопереживая каждому слову. Стало ясно: Владимир Александрович Конягин продолжает жить — в своих картинах, в памяти благодарных учеников и в самом сердце училища, которому он отдал 40 лет своей жизни.
«Он спрашивал строго, но учил с любовью»
«Как педагог он не только оставил след в благодарной памяти сотен учеников, но и навсегда вписал своё имя в историю учебного заведения как создатель Кабинета пластической анатомии. Свой любимый предмет, в необходимости изучения которого будущими художниками он был глубоко убеждён, Владимир Александрович преподавал страстно, и спрашивал по нему строго. Зато спустя столько десятилетий, легко изображая какой-то неординарный ракурс фигуры или, скажем, руки, мы с благодарностью вспоминаем его уроки.
Но и помимо своего «конька», Конягин мог и умел многое: преподавал рисунок, живопись, композицию, оформительское дело, черчение, перспективу. Ну и конечно, писал картины, рисовал, выставлялся. Был членом Союза художников России, Заслуженным работником культуры РФ, Почётным жителем муниципального округа Академический г. Москвы.
За педагогический и творческий труд Владимир Александрович награждался грамотами и другими наградами. На выставках педагогов, иногда проходивших в училище, мы, ученики, могли видеть работы Владимира Конягина и убедиться в большом его профессионализме и приверженности классической школе русского пейзажа и портрета».
«Мой год поступления в МХУ памяти 1905 года – 1974. Это и первый год работы в училище Заслуженного работника культуры Конягина Владимира Александровича. Занятия проходили ещё в здании на Сретенке, но сваи для нового здания уже были вбиты.
В.А. Конягин был дан нашей группе (П-1) в трёх лицах: педагог по живописи, педагог по пластической анатомии и, как родной отец, классный руководитель. Что осталось в памяти спустя 35 лет?
Владимир Александрович – интересный мужчина лет 40-45 (но никто бы не подумал, что он – фронтовик, тем более, что он никогда не говорил с нами о войне и не упоминал о своих военных наградах). На занятиях по живописи всегда был очень корректен, редко давал какие-либо советы, больше наблюдал, оставляя за каждым собственное право творческого решения. А вот на занятиях по пластической анатомии пощады не жди! Получить «4» – это предел, на «5» знал, по его словам, только он сам. А каким он был в качестве классного руководителя? Может быть, ребятам, пришедшим после 8 класса, он что-то и советовал, но с теми, кто был после армии, держал себя на равных, относился к ним с уважением и обходился без скучных нравоучений.
В те, свои первые годы работы в училище, он очень скучал по волжским просторам, свежему воздуху, своему катерку и искренне жалел нас, жителей большого пыльного города. Он очень любил пейзажи художника Н. Фешина, и привил эту любовь и нам. Если бы не какие-то личные и семейные обстоятельства, он не переселился бы в Москву».
Выставка будет работать в выставочном зале МАХУ до 10.11.2025
Экспозиция. Больше фото здесь https://vk.com/album-153496131_309085969
Выставка представляет собой первую масштабную попытку осмыслить творческий путь Владимира Александровича Конягина через его произведения. Она сформирована на основе всего творческого наследия художника, которое насчитывает более 600 работ.
После его ухода из жизни семья обратилась к ученикам мастера — Роману Неводнику и Дмитрию Резоухову — с просьбой помочь перевезти наследие в МАХУ. Это было необходимо, поскольку в течение месяца предстояло освободить и сдать мастерскую Союзу художников.
Всего на выставке представлено 204 работы, сгруппированные по техникам и жанрам. Хронологически самыми ранними являются академический рисунок, предположительно созданный во время учёбы в Саратовском художественном училище, и акварели 1960–1965-х годов. Они выделены в два раздела и включают 40 и 34 работы соответственно.
Этюды и пейзажи художник писал на протяжении всей жизни. Некоторые из них оформлены им самим — вероятно, эти работы он считал наиболее удачными или готовил для выставок. Тем не менее, и среди неоформленных этюдов встречаются настоящие находки. Условная систематизация позволила выделить в экспозиции тематические блоки: «Зимний этюд», «Большая вода», «Моря, реки, корабли», «Путешествия», «Яковлево летнее» и «Яковлево осеннее». Многочисленные речные этюды созданы художником-путешественником. На многих из них запечатлён его верный товарищ — моторный катер: красный — в Саратове, зелёный — после переезда в Москву. Выросший на Волге, Владимир Александрович не мог жить без реки. В его мастерской хранились два специально сконструированных алюминиевых «речных» этюдника и запасные винты для мотора.
На выставке собраны вместе портреты сына художника. Ряд женских портретов-образов 1980-х годов, расположенный на первом этаже, смотрится цельно и аутентично. Сам Конягин, вероятно, считал себя в первую очередь портретистом. Начиная с 1990-х годов он разрабатывает тему сложного женского портрета, в котором модель взаимодействует с насыщенными цветом и смыслом фонами: окном, гобеленом, картиной. Главными моделями были студентки училища; некоторые из них, как, например, Екатерина Бызина и Александра Голубева, впоследствии стали его коллегами. Приятно увидеть среди прекрасных дам, вдохновлявших художника, Светлану Середину и Екатерину Антропову. Также представлен ряд поисковых работ, где один и тот же сюжет или модель изображены при разном освещении или в разной колористической гамме.
Помимо преклонения перед женской красотой, романтическую сторону души Владимира Александровича раскрывают многочисленные букеты и почти сказочные пейзажи.
Но главным для художника-станковиста всегда был выход на картину.
Для участника Великой Отечественной войны одной из самых волнующих тем стала память: память об однополчанах, память ветеранов, память внуков о погибших дедах. Две картины, репродукции которых представлены в экспозиции, хранятся в Музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на Поклонной горе.
К сожалению, войны не заканчиваются. Гостем художника становится афганец, а в работе «Незабудки» молодая мать кормит сына, который уже никогда не узнает своего отца. Одна из версий картины «Без вести пропавший» (2010) участвовала в выставке «Путь к Победе!» в Галерее на Каширке, став центром триптиха «Реквием».
Солдат остаётся солдатом даже после смерти. Несколько работ Владимира Конягина были представлены на юбилейной выставке МАХУ в Белгородском государственном художественном музее в очень непростое для города время. Одна из работ была передана в дар музею.
М.А. Комарова
Открытие выставки. Больше фото здесь https://vk.com/album-153496131_309086024
Воспоминания Конягина Владимира Александровича
Родился 12 августа 1923 г. в с. Колышлей Балашовского района Пензенской области в семье крестьянина. С 1928 года жил в городе Саратове. Я был физически развитым, крепким парнем, занял 2-е место в соревнованиях по подъему штанги в Саратовской области. В 1937 г. окончил 7 классов школы и поступил в Саратовский нефтяной техникум. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, был призван 30 августа 1941 г. Волжским РВК г. Саратов. Был призван во 2-ю маневренную воздушно-десантную бригаду, формировавшуюся в с. Зельман Саратовской области. Был комсомольским организатором роты, служил красноармейцем в минометном взводе 3 роты 4 пдб 2 мвдбр. Присягу принял 7 ноября 1941 г. в с. Зельман, в этот день был парад, и я в 1-й раз увидел вдалеке командира бригада Василенко Гавриила Тарасовича.
24 января 1942 г. по тревоге были подняты и после тяжелого перехода в течении суток погрузились в двухосные вагоны на станции Красный Кут. Ехали мимо г. Саратова, но не остановились. На станцию Кашира, в нескольких километрах от г. Ступино Московской области, приехали под новый 1942 г. днем, ближе к вечеру, было очень холодно. Разгрузились и разместились по имевшимся казармам, недалеко был клуб и столовая. Прыгали с парашютом, занимались боевой подготовкой, стреляли, обучались работе с минометами. Часто по тревоге, в т. ч. ночью, выходили в поля, окапывались, выполняли боевые задания. В начале дали винтовки СВТ-10 самозарядные, но они часто выходили из строя, и их заменили на карабины.
В начале марта 1942 г. быстро погрузились в эшелоны, разгрузились в районе Старой Руссы. Нас отправили в район аэродрома, где мы ждали день и ночь, затем дали отбой и отвели от аэродрома. Мы некоторое время находились в двухэтажном неотапливаемом помещении. Помню, как старший сержант отделения ПТР 3 роты 4 пдб Вадивасов Алексей Сергеевич (погиб в 1942 г.) в это время сказал: «Ребята, нам бы дожить до Победы».
Погрузили в автомашины и целый день везли к линии фронта на полуторках, навстречу шли женщины, уходившие от линии фронта. Одна из женщин, остановившаяся у автомашины, перекрестив нас сказала: сколько вас везут туда (к линии фронта), а никто не возвращается. У нас забрали красноармейские книжки и солдатские жетоны, чтобы немцы не смогли опознать десантников, выдали по четыре сухаря, кусок шоколада, кусок сахара и кусок масла. Я был первый номер 50 мм миномета, у меня было три мины, две гранаты, шестьдесят патронов к винтовке, у второго и третьего номеров было по четыре мины. Мы тащили волокуши, было очень тяжело: лес, высокий снег. Если лыжа ломалась, передвигаться становилось невозможным. Спали на ходу, жечь костры командиры не разрешали. Когда шли, над нами пролетели с шумом яркие огни – это был залп «Катюши», мы видели его первый раз.
Нашему взводу приказали занять оборону и держаться до последнего патрона, прикрывая уходящую роту (вероятно, это было вечером 17марта 1942 г. после пересечения автодороги между деревнями Заболотье и Горелое Березно). Через 10 минут после того, как мы заняли оборону, по нам открыли огонь из стрелкового оружия, пушки из леса. Снаряды рвались в ветвях деревьев и засыпали нас осколками, появились раненые, был ранен пулей навылет в грудную клетку и я, одна рука повисла как плеть. Меня перевязал сослуживец Волков Аркадий (красноармеец минометного взвода 3 роты 4 пдб Волков Андрей Георгиевич), я его единственного из сослуживцев по бригаде встретил в начале 1970-х годов в г. Саратове, у него после обморожения в марте 1942 г. были ампутированы стопы ног. Мы отстреливались сутки, затем сержант Зубарев скомандовал нашему отделению отходить (остальные остались). По пути мы встретили еще одну группу из бригады, они сказали нам следовать за ними. Мы не заходили ни в какие села. У с. Лычково мы соединились со своей ротой, заняли круговую оборону. Бойцы были уже сильно вымотаны и устали, обморозились и почти не спали несколько дней, голодали, едва передвигались. Чтобы утолить голод, мы отрезали кусочки ремня и сосали его. Погибших и раненных, не могущих самостоятельно передвигаться, оставляли на месте гибели (ранения), захоронений не производили, сил на это не было. Мы залегли в перелеске около железной дороги, затем пошли на прорыв через немецкую оборону к своим войскам. Шли тремя колоннами, начался сильный минометный обстрел, вели огонь ДЗОТы с флангов, стреляли снайперы-кукушки. Я едва передвигался, полз. После перехода железной дороги меня окликнули часовые, я объяснил им кто я, они сказали, что вон в землянке спят несколько ваших десантников. У меня не было сил спуститься в землянку, я спросил, где можно перевязаться. Мне сказали, что в деревне, недалеко, работают санитары. Я пришёл в деревню, зашёл в дом, где работали санитары. Они перевязали мне рану, сняли обувь, смазали и замотали тряпками обмороженные пальцы ног, поставили укол от столбняка. Дали кусок черного хлеба, посыпали его сахаром, дали горячей воды – было очень вкусно. На машине отвезли и погрузили в вагон эшелона, дали в вагон печку и ведро угля. По дороге на эшелоне нас остановили около другого разбомбленного эшелона, в его развалинах мы нашли и собрали обгоревшие сухари и съели их. Меня привезли в медсанбат в г. Нерехта Костромской области и, видимо считая, что я – уже не жилец, положили одного в какой-то комнате. Утром зашла медсестра и закричала врачу: «Он живой!». Меня перевязали и опять погрузили в санитарный эшелон, который приехал в г. Омск, где наш вагон отцепили и отправили в г. Алма-Ату. Приехал в Алма-Ату 30 апреля 1942 г. Мы размещались на окраине города, кажется, это был бывший санаторий матери и ребенка, рядом протекал ручей, были видны горы.
1 мая 1942 г. нам дали по большой тарелке плова и стакану вина, поздравили с праздником 1 мая. Мне сделали операцию, почистили рану, ампутировали обмороженные пальцы ног. Признали не пригодным к службе, и отправили домой в г. Саратов. Через несколько дней после приезда я пришел в РВК, где мне предложили пойти работать на завод. Я сказал, что до призыва учился в техникуме, гражданской специальности у меня нет, отправьте меня служить в Красную армию. Меня отправили на Саратовский ВПП, затем на армейский вещевой фронтовой склад. С июля 1942 г. по август 1945 г. я был ефрейтор, счетовод учетно-операционного отделения полевого армейского интендантского склада № 2702 Армейской базы № 20 5 гв. Армии. 5 Армия воевала в г. Сталинград. Со мной служили двое старших, более опытных сослуживцев, они научили меня водить машину. Однажды помощник командира 5 Армии по тылу генерал-майор Метёлкин приказал мне и Рыжову поехать по нашим частям в Сталинграде и найти исправные машины. В одной из немецких машин я нашел коробки с немецкими наградами-немецкими крестами. Я насыпал их себе в карман и рассказал о находке находящимся неподалеку красноармейцам. Один из них, кажется сержант, сказал мне, чтобы я немедленно выкинул их, а не то мной займется Особый отдел НКВД. Я выбросил их в сортире. Мы подобрали машины на ходу и доставили их на вещевой склад. Затем меня направили сопровождать эшелон с трофейным имуществом в г. Саратов, я пробыл один день дома и вернулся на автомашине в Сталинград. Затем, при очередной перевозке имущества, на разъезде № 218 у ст. Бобровка в Саратовской области наш эшелон разбомбили, сдетонировали перевозимые снаряды и загорелось горючее, погибло много людей.
6 мая 1945 г. я был в г. Дрездене, затем нашу часть перебросили в Прагу. Когда я мылся в бане с подполковником Савостиным, помощником начальника 5 армии по вещевому снабжению, он увидел мою рану (образовался свищ), заругался и отправил меня в госпиталь.
28 августа 1945 г. меня признали негодным к службе и демобилизовали по болезни, отправили в г. Саратов. Я приехал в 5 часов утра, извозчик довез меня в район дома до ул. Радищевская.
В 1945 году поступил учиться в Саратовское художественное училище. После окончания училища в 1950 году преподавал в Саратовской детской художественной школе, а с 1953 года – в Саратовском художественном училище. С 1974 года до 2014 год преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 года (в настоящее время Московское академическое художественное училище).
Член союза художников России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.


























