О библиотеке

Библиотека — надёжный помощник в приобретении знаний, ее универсальный фонд, особенно литература по специальности, дают возможность студентам лучше овладеть профессией. Это относится и к нашей библиотеке (и наша библиотека не исключение).

К 1951 году библиотека насчитывала около шести тысяч экземпляров изданий и располагалась в небольшой комнате, площадью около шестнадцати квадратных метров, без окон на третьем этаже, в старом здании на Сретенке. Помещение находилось между аудиторией, окна которой выходили в переулок, и комнатой, где жил последний посторонний жилец (во время войны в здании жили люди, не имеющие отношения к училищу). От аудитории библиотеку отделяла перегородка, которая примерно на метр от пола была из стекла и, естественно, было слышно каждое слово преподавателя, ведущего занятия в этой аудитории. Занятия проводили блестящие преподаватели: Б.Н. Скорупский (история), М.Б. Письменная (литература), Л.В. Розенталь (история изобразительного искусства) и др. Слушать было очень интересно, но работать (заниматься) в библиотеке было невозможно. А чтобы попасть в библиотеку, нужно было пройти по небольтому коридору и постараться не задеть и не опрокинуть табуретку, на которой стояла керосинка последнего постояльца училища с готовящейся на ней едой.

В библиотеке, ближе к дверям, стояли два небольтих стола и три стула; за одним столом работал библиотекарь, стояли картотеки, другой предназначался читателям. Было очень тесно, книги не помещались на стеллажах и лежали на полу. Не было каталога, и найти что-либо было довольно сложно.

Лина Рудольфовна Брауде

Вот такую библиотеку я, Лина Рудольфовна Брауде, приняла у заведующей библиотекой Нины Семеновны Фроловой. Нина Семёновна была освобождена от работы по приказу Главного Управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлит), и библиотека была закрыта для читателей так как цензором было обнаружено много изданий, входящих в Списки Главлита и подлежащих изъятию из фонда. Неоднократно приходил цензор, проводил проверку по каждому списку Главлита, а их было много, составлялся акт об изъятии и в присутствии цензора книги сжигались или рвались на мелкие кусочки. Такое было время. Наконец, Главлит разрешил открыть библиотеку для читателей. Больше года библиотека просуществовала в старом помещении, но, понимая её значение в учебном процессе, директор училища Александр Иванович Саханов нашёл возможность предоставить довольно большое светлое помещение на втором этаже (бывшая аудитория). С большими трудностями были заказаны деревянные стеллажи, очень высокие, которые и сейчас стоят в библиотеке, в новом здании. Наконец, все книги, альбомы нашли свое место на стеллажах в соответствии с библиотечными требованиями и практическим смыслом. Небольшой читальный зал дал возможность учащимся по-настоящему заниматься в библиотеке. Появилось место для выставок, и к этому времени уже был организован систематизированный каталог.

Алексей Константинович Деулин, заведующий учебной частью, до 1959 года был председателем библиотечного совета, принимал непосредственное участие в работе.

Большинство художников и преподавателей искусствоведческих и общеобразовательных предметов хорошо знали фонд библиотеки, пользавались им сами и рекомендовали студентам те или иные книги,

альбомы. Мы с благодарностью вспоминаем Осипа Абрамовича Авсияна, который с 1951 года преподавал в училище композицию и рисунок. Им были созданы учебные программы по этим дисциплинам. О.А. Авсиян часто бывал в библиотеке, по его рекомендации был куплен ряд изданий по искусству, в том числе и редкие издания в букинистических магазинах (в тех случаях, когда удавалось получить наличные деньги). Он часто проводил уроки композиции в библиотеке, используя книги и альбомы. Им были написаны и изданы очень нужные преподавателям и студентам книги: « Натура и рисование по представлению » (М.: Изобразительное искусство, 1985.) и « Композиция. На пути к творчеству » (М.;2004.). Последняя, к сожалению, издана посмертно.

Мария Борисовна Письменная, преподававшая литературу, недолго работала в училище. Она учила студентов читать современную литературу и анализировать прочитанное. В то время издавалось мало книг, всё интересное печаталось в толстых журналах: : « Новый мир » , « Знамя » , «Современник », « Юность » и др. и, несмотря на финансовые трудности, библиотека училища выписывала все эти журналы. После ухода из училища М.Б. Письменной занятия по русскому языку и литературе, а затем и новый предмет « Русский язык и культура речи » свыше 50 лет ведёт Маргарита Васильевна Вахитова. Её занятия всегда интересны, она знает, как заставить студента читать хотя бы то, что предусмотрено программой, что в наше время достаточно сложно.

Маргаритой Васильевной были составлены рекомендательные списки советской и зарубежной литературы, включая литературу ХХ века. Эти списки с отдельными дополнениями и сейчас используются в библиотеке. С её помощью проводились литературные и театрализованные вечера. Особенно запомнились вечера посвящённые Роберту Бернсу и Гарсиа Лорке.

Виктор Алексеевич Шестаков, один из крупнейших театральных художников, с 1947 по 1957 год являвшийся художественным руководителем театрально-декорационного отделения, говорил, что ему очень нравится наша небольшая библиотека, в которой он почти всегда находит нужные ему для работы материалы. В библиотеке есть уникальный альбом, с репродукциями и фотографиями декораций и костюмов спектаклей, поставленных им в разных театрах, подаренный библиотеке вдовой художника. Хочется вспомнить Александра Петровича Стацкевича, который долгие годы был заместителем директора по административно-хозяйственной работе. Выпускник МГУ, он обладал энциклопедическими знаниями и оказывал неоценимую помощь библиотеке. В историю училища вошли студенческие спектакли: « Женитьба» Н.В. Гоголя, одна из пьес В.С. Розова, поставленные А.П. Стацкевичем. Эти студенческие спектакли с большим успехом были показаны в училище, а за тем в разных клубах Москвы. В 1954 году училище приняла в свои стены Московскую художественную студию для инвалидов Великой отечественной войны, директором которой был Михаил Владимирович Добросердов, прекрасный художник и педагог. Фронтовики внесли особую струю в учебный процесс, оказывая благотворное влияние на молодое поколение. Было приятно видеть, с каким трепетом они смотрели альбомы с репродукциями, редкие издания, и ловили буквально каждое слово сказанное педагогом, библиотекарем. В 1950-60-е годы школьные учебники распределялись только по школам, а в училище по учебному плану преподавались общеобразовательные предметы и учебники были очень нужны. Приходилось искать какие-то пути, используя порой личные связи, чтобы получить хотя бы минимальное количество учебников. Плановое комплектование библиотеки началось после того, как удалось заключить договор с Коллектором массовых библиотек и появилась реальная возможность два раза в месяц заказывать и получать нужные училищу издания по искусству, художественную, общественно-политическую, справочную литературу и, конечно, учебники. В 1960 году в училище было открыто декоративнооформительское отделение, очное и вечернее, и в связи с его открытием возникла необходимость иметь в библиотеке издания по рекламе, дизайну, шрифту и др. В этом же году, в связи с открытием вечернего отделения, в штатном расписании училища появился второй библиотекарь. Стало легче работать. Были продлены часы работы библиотеки. С 1966 года в училище работает реставрационное отделение, которое мы старались обеспечить специальной литературой.

С большой радостью был встречен первый учебник для средних специальных художественных учебных заведений « История зарубежного искусства (М.: Искусство, 1971)», одним из авторов которого была Наталья Львовна Мальцева. Она преподавала в училище историю изобразительного искусства многие годы, её уроки были всегда интересны. Учебник выдержал 4 издания. Особенность нашей библиотеки — это большой объем библиографической работы. Очень редко студенты знают автора и название книги. Как правило, студент имеет в виду определенный предмет или какую-то

тему: это может быть женский костюм XV века, колесница, интерьер русской избы, фонтан, таджикский орнамент, древнерусский шрифт, дизайн международной выставки или изображение какого-то животного, да еще в определенном ракурсе и т.д. И чтобы помочь студенту найти нужный материал, надо очень хорошо знать фонд. Стало традицией проводить обзоры новых книг, полученных библиотекой, довольно регулярно, на большой перемене. После обзора, проводимого заведующей библиотекой, издания остаются в читальном зале до конца дня, и учащиеся, и педагоги имеют возможность их посмотреть, выбрать нужное и интересное.

Картатеки на актуальные темы современности способствуют лучшему использованию фонда и помогают студентам, особенно по общеобразовательным предметам. К юбилейным датам организуются выставки книг, альбомов и репродукций, что способствует лучшему использованию фонда библиотеки. Художники, преподаватели, выпускники училища , часто дарят библиотеке каталоги своих персональных выставок, монографии о творчестве тех или иных художников; авторы книг и статей- свои книги с автографами. Это очень ценная часть нашего фонда. Старое здание на Сретенке уже давно было признано аварийным: лопались трубы, библиотеку неоднократно заливало, портились книги. Наконец, в 1978 году, на Сущёвском валу было построено новое здание и настала пора переезжать. Фонд библиотеки к этому времени составлял около 28 тысяч экземпляров. Книги надо было увязать в пачки, погрузить в машину, а за тем выгрузить и занести на второй этаж, а книги разноформатные, тяжелые. Помогали студенты. Несколько рейсов автомашины — и все книги на месте, на Сущевском валу, 73/2, где уже поставлены стеллажи, перевезённые из старого здания, и новые шкафы. Был уже сентябрь, начался учебный год, мы очень старались быстрее расставить книги и открыть библиотеку для читателей. В читальном зале мы расположили справочный фонд, к которому был впервые открыт свободный доступ.

Казалось , что хранилище довольно большое, но уже через несколько лет стало ясно , что скоро книги некуда будет ставить. Но очень хотелось иметь в библиотеке необходимую литературу для всех отделений, и комплектование продолжалось. В 1983 году Министерство высшего и среднего специального образования СССР издаёт Приказ об изучении основ библиотечно-библиографических знаний в целях получения студентами навыков работы с книгой, со справочным аппаратом библиотеки, с источниками информации. Рекомендовано ввести этот курс в новые учебные планы средних специальных учебных заведений. Нужна была программа по «Основам библиотечно–библиографических знаний » для средних специальных учебных заведений. И в этом году в издательстве « Высшая школа » выходит составленная мною программа для средних специальных учебных заведений « Основы библиотечно- библиографических знаний » (факультативный курс). По этой программе проводились занятия почти во всех техникумах СССР. Занятия проводились и в нашем училище; мною был подготовлен большой материал для практической работы студентов. Целью занятий было научить пользоваться библиотечными каталогами, справочными изданиями, библиографией. К сожалению , занятия в училище по независящим от меня обстоятельствам проводились всего несколько лет. Наряду с работой в нашей библиотеке я в течение 10 лет выполняла большую общественную работу: была председателем методического объединения библиотекарей средних специальных учебных заведений г. Москвы и членом Центральной научно-методической библиотечной комиссии Министерства высшего и среднего образования СССР. При моём участии создавалось « Положение о библиотеке среднего специального учебного заведения » и учебное пособие для средних специальных учебных заведений: Брауде Л.Р., Ронжес В.Н., Чеснокава О.В. « Основы библиотечнобиблио–графических знаний.- М. : Высшая школа, 1987. За все эти годы после утверждения должности второго библиотекаря работали разные сотрудники. Были работящие и не очень , были просто ленивые. Свой вклад в развитие библиотеки внесла Людмила Ивановна Савченко. Она много лет проработала библиотекарем, а затем заведующей библиотекой. Свыше 20 лет работала библиотекарем Марина Марковна Колодицкая. Тридцать пять лет я проработала в нашей библиотеке и очень любила эту работу, но в силу определённых причин мне пришлось её оставить и перейти в учебную часть, где я также работаю уже много лет. Заведующая учебной частью Елизавета Васильевна Журавлева все эти годы была председателем библиотечного совета. После ухода Е. В. Журавлёвой на педагогическую работу председателем библиотечного совета стала заведующая учебной частью стала Светлана Анатольевна Петропавловская. В 2003 году начала работать библиотекарем Маргарита Викторовна Новикова, а после ухода из училища Л. И. Савченко она стала заведующей библиотекой, и с этого момента началась новая жизнь библиотеки. Улучшилось техническое обеспечение библиотеки. Установили копировальный аппарат, компьютер  подключили Интернет. Кроме видео и аудио кассет, появились современные носители CD и DVD диски, которые во много раз расширяют возможность использования информации. Начал создаваться электронный каталог фонда библиотеки, который со временем облегчит поиск нужной литературы и читателям, и работникам библиотеки. Благодаря энергии Маргариты Викторовны в последние годы были заказаны и получены хорошо иллюстрированные книги по искусству, энциклопедии, справочники, учебники и другая литература; организуются интересные выставки.

Училище может по праву гордиться своей библиотекой.

Л.Р. Брауде, библиограф

Из юбилейного каталога МГАХУ памяти 1905 года к 85–летию училища
составитель М.А. Комарова, «ТволиМедиа», Москва 2010