Экскурсия по эталонному зданию художественного училища
Ещё на подъезде к училищу его директор Ольга Александровна Гильмутдинова, чтобы сориентировать водителя, описала его как здание похожее на Третьяковскую галерею. Действительно в оформлении фасадов есть что-то общее, но в целом здание Казанского художественного училища – это одновременно и древнерусский терем, и храм искусств. Оно считается архитектурной жемчужиной города Казани, которая, в свою очередь, очень богата на архитектурные памятники разных эпох и стилей. Действительно, построенное в 1900-х годах здание Казанской художественной школы планировалось как эталонное. Изначально в проект заложено наличие большого актового и выставочного залов, музея училища, библиотеки с читальным залом, аудиторий для теоретических дисциплин, аудитории с амфитеатром для изучения пластической анатомии, мастерских, чьи окна выходят на север. Окна третьего этажа расположены немного под углом, что способствует хорошему рассеиванию света, и хотя напоминает теплицу, но, по словам автора проекта, ею и является – теплицей для взращивания художников.
Построенное архитектором Карлом Мюфке, выпускником архитектурного отделения Императорской академии художеств в Петербурге, награждённым за блестящие результаты учёбы пансионерской поездкой по Италии, Франции, Германии и Австрии, здание является воплощением любви к искусству, знания потребностей художественного образования (Мюфке преподавал и директорствовал в школе) и поклонением перед любимой – дочерью смотрителя художественной школы, ставшей впоследствии женой архитектора.
Основанная в 1895 году, Казанская художественная школа в 1904 году уже въезжает в специально отстроенное здание. В 1930-х годах после нескольких реорганизаций Школа переезжает в другое здание, тоже памятник архитектуры, на улице Муштари, д.16. Более полувека в храме искусства располагался учебный корпус Казанского авиационного института. Великое событие произошло в 2004 году – здание снова, не без участия Российской академии художеств, было возвращено художникам. Счастливые преподаватели и студенты КХУ переезжали со своим имуществом в давно требующее капитального ремонта помещение, скорее напоминающее коммунальную квартиру с классическими зелёными обшарпанными стенами, осыпающимися потолками, а навстречу им по лестница сбегала каскадом вода из, в очередной раз, прорвавшейся трубы. И всё-таки это было возвращение домой.
Следующий этап чуда случился в 2018 году, когда президент Республики Татарстан Рустам Минниханов взял под свой личный контроль реставрацию исторического здания. Этому чуду предшествовало другое – в 2012 году директором Казанского художественного училища, к тому моменту прибавившее к своему названию имя одного из первых своих учеников, вернувшегося после Академии в качестве преподавателя, художника Николая Ивановича Фешина, становится Гильмутдинова Ольга Александровна. Именно она и собранный ею административный и педагогический коллективы вынесли на себе тяготы ремонта и реставрации, длившейся в течение шести лет и каких лет: пандемия, СВО, санкции, рост цен на строительные материалы. При этом были сохранены методический фонд, хранящий работы самого Николая Фешина и его учеников, натюрмортный фонд, уникальная библиотека, половина изданий которой датируется до 1950-х годов и другие исторические раритеты. Такое же отношение было и к реставрации: сохранили все подлинное, что можно было привести в порядок: метлахскую плитку в вестибюле, резной портал на входе, витражные окна из лиственницы, вентиляционные решётки и другие элементы декора. Ольга Алесандровна в точности прошла путь Карла Людвиговича Мюфке, который вникал в каждую деталь строительства и собственноручно проверял качество всех строительных материалов, отличаясь при этом безукоризненной честностью. Именно за эти его качества доктор профессор В.И. Разумовский приглашает его, спасая из глубокого отчаяния после безвременной кончины горячо любимой жены и отца, на строительство только созданного Саратовского университета.
Насколько плотными, хоть и не всегда очевидными нитями проникнута ноосфера: Нижегородское художественное училище возобновило свою работу после революции не без содействия Федора Семеновича Богородского, семья которого дружила с А.М. Горьким. Как один из основателей художественного факультета ВГИК, он с особым удовольствием принимал своих земляков, и эта традиция среди выпускников НХУ – учиться во ВГИКе – сохранилась и после его ухода. Он был женат на Софье Васильевне Разумовской. Её сестра Юлия Васильевна Разумовская училась у Кардовского. В моей мастерской, принадлежащей секции театра и кино МСХ, и доставшейся мне после смерти Дмитрия Федоровича Богородского на одной стене висят этюды его отца, сделанные в гостях у Горького на Капри, на другой афиши Юлии Разумовской и выполненный ею скульптурный портрет отца Василия Разумовского. И я училась во ВГИКе у Александра Леонидовича Дудина, выпускника ГХУ 1970 года.
Сейчас через Казанское училище в буквальном смысле проходят силовые осевые линии искусства. Директор Ольга Александровна и заместитель директора по выставочным проектам и многому другому Диляра Хамзовна проводят экскурсии по зданию как для важных гостей города, участников БРИКС, президента Турции с супругой, так и для туристов. Каждому посетителю они не только рассказывают историю Училища и его здания, но и раскрывают философские и художественные идеи, заложенные в архитектурном решении. Не смотря на колоссальную занятость после двухдневного госэкзамена по педагогике у четвёртого курса, между визитом строителя, звонком замминистра и согласованием командировки в Новосибирск две эти миниатюрные, красивые, но абсолютно неутомимые «железные» женщины смогли провести экскурсию и для Московского академического художественного училища в лице его представителей.
Напоминаем – это не музей, это действующее и очень современное художественное учебное заведение!
М.А. Комарова