Студенты Отделения реставрации познакомились с уникальным методом «Цифровая заплата»

9 июня для студентов Отделения реставрации был проведен мастер класс «Цифровая заплата». Занятие провела   Проскурнина Анастасия Валерьевна, художник реставратор первой квалификационной категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, автор представленного метода, не имеющего аналогов в мировой реставрационной практике [1]. Суть метода заключается в воспроизведении утраченных фрагментов текстов или изображений на тонкой японской реставрационной бумаге с её последующим монтированием к месту утраты при помощи эфиров целлюлозы.  В начале в фоторедакторе обрабатывают цифровое изображение аналога реставрируемого произведения – подгоняют по размеру, подбирают интенсивность тона и т.д. Японскую реставрационную бумагу располагают на полимерной пленке, наносят спиртовой раствор Klucel или водный раствор Tylose (4-6%) и дожидаются высыхания.  Далее печатают нужный фрагмент на лазерном принтере тонером или пигментными чернилами, в качестве растворителя которых используется спирт. Бумага с напечатанным изображением легко снимается с плёнки и монтируется на соответствующий участок произведения. Клей нанесённый на японскую бумагу, впоследствии реанимируется спиртом при применении Klucel или водой, если используется раствор Tylose. Преимуществами метода является его полная обратимость и большая вариативность в выборе характера восполнения. Восполненный участок можно сделать слабо отличимым по цвету от оригинала или наоборот едва различимым по контуру.

[1] Проскурнина А.В. Метод восполнения утраченного изображения на документах и произведениях графики // Реставрация документа: консерватизм и инновации – 2022: материалы Междунар. науч.-практ. семинара. Москва, 2022. С. 63-67.