Открытие юбилейной выставки Екатерины Антроповой

9 декабря в выставочном зале Московского академического художественного училища состоялось открытие юбилейной выставки произведений Екатерины Антроповой.

Авторское видение мира этого художника – это всегда праздник, феерия цветов, неожиданные пластические ходы и безграничная фантазия.
Неисчерпаемая тема карнавала с его масками, загадками, фантастическими образами, далекими от повседневной рутины, а так же линия незабываемого отдыха-изобилия, сопровождающегося яствами, танцами и незабываемой фактурой теплого песка, морских раковин, нагретого бутылочного стекла, вкопанного между камней, – приятные воспоминания о кратком миге отдыха, который, судя по темпераменту автора, не должен кончаться никогда.

Это и дары земные в виде изобилующих экзотическими названиями фруктов натюрмортов, и стихия танца, словно выхваченного световым лучом цветного дискотечного прожектора; это и солнечный пляж, согревающий томных красавиц со всего света, и жонглеры площадного балагана – наследники традиций комедии дель’ арте. Как и в принципах площадного театра – в холстах Антроповой присутствует то же пластическое единство заранее определенных персонажных предписаний при их полной импровизационной составляющей.

Так, реальное театрализованное представление становится в претворении автора своеобразным живописным сном-представлением. А актерские экспромты – сродни творческим поискам-форэскизам самой Екатерины Антроповой, – большая часть ее работ рождается из интуитивного рисования, тех карандашных мыслей вслух, которые, как правило, никогда не покидают мастерской. Именно эти неожиданные ходы и использует автор для дальнейшего претворения на холсте.

Интересна сама техника исполнения – корпусная пропись маслом по темной акриловой подкладке. Она напоминает опыты клуазонизма – особую манеру письма, которая была разработана в 1880-е годы Э.Бернаром и Л.Анкетеном, затем адаптирована Полем Гогеном и стала впоследствии основой живописного «синтетического» символизма. Клуазонистические изображения напоминают технику перегородчатой эмали или витражной кладки, – основной рисунок разделяется на основные очерченные контуром области, которые затем плоскостно заполняются яркими цветами. Разграниченные темным контуром краски воспринимаются как интенсивные звучания-акценты, завораживающие нас впечатлением от многообразия узоров калейдоскопа.

Мерцание цвета, пластическая цельность линейной организации этого мозаично-калейдоскопичного пространства, рождает от каждой работы на выставке Антроповой впечатление как от отдельного райского острова, который мы посещаем, глядя на ее работы. Действительно, и ее натюрморты, и жанрово-фантазийные композиции, и пейзажи-воспоминания – это своеобразные флеш-бэки, которые каждый из нас, как некое сокровище, дискретно помещенное в личную память, лелеет вместе с фотографиями, безделушками и милыми сувенирами, сберегая крошки радостных мгновений всю жизнь.

В какой-то мере таким образом можно интерпретировать желание каждого из нас держать внутри себя маленький кусочек праздника, – это то, что удается воплотить Екатерине Антроповой маслом по холсту, возвращая нас к воспоминаниям о личном счастье. И ее декоративная, многоцветная, мозаичная техника исполнения, близкая к клуазонизму, становится удивительно созвучной тем бережно собираемым крупицам позитивных впечатлений, что составляет тайный «сундук сокровищ» радости каждого зрителя.

 

Вера Лагутенкова – художник, искусствовед

В мастерской художника