Искусство сохранять историю: экскурсия по Суздальскому художественно-реставрационному училищу
После того как открылась передвижная учебно-методическая выставка, доставленная из Москвы в честь 100-летия Московского академического художественного училища памяти 1905 года, радушные хозяева устроили экскурсию по своему учебному заведению.
Здание Суздальского училища, словно древний страж времени, возвышается над тихими улочками старинного города. Основанное в 1979 году по указанию Министерства культуры РСФСР, оно стало местом, где рождаются новые поколения мастеров, способных вдохнуть жизнь в произведения прошлого. В 80-е годы шла активная реставрация объектов, ныне входящих в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, функционировал Суздальский реставрационный участок.
Это место пропитано духом истории – стены училища хранят память о тех временах, когда здесь располагались различные учреждения, а само здание некогда служило приютом для нуждающихся. Сегодня оно преображено, и каждый уголок здания рассказывает свою историю, начиная от величественных чугунных лестниц до нешироких сводчатых коридоров, которые ведут путников сквозь века.
В этих стенах ученики постигают искусство восстановления утраченного великолепия. В начале своего существования обучение в училище производилось только по нескольким направлениям, но со временем количество специальностей выросло до восьми. Здесь обучают не только реставрации, но и уважительному отношению к культурному наследию, которое должно быть сохранено для будущих поколений.
Экскурсоводом стал Игорь Борисович Кремень, преподаватель реставрации керамики, заведующий мастерской, заведующий выставочным залом, человек, чьё имя давно стало синонимом мастерства и преданности делу.
Путешествие началось с аудиторий рисунка и живописи, затем группа отправилась в мастерские, каждая из которых представляет собой уникальное пространство, наполненное творчеством и трудом.
Мастерская реставрации предметов декоративно-прикладного искусства из музейного металла встретила гостей занятием четвертого курса. Ученики показывали свои работы, выполненные с такой любовью и вниманием к деталям, что невозможно было удержаться от восхищения. А инструменты, которыми они пользовались, были изготовлены собственными руками ещё на первом курсе – даже молоточки и бойки, выкованные в местной кузнице.
Следующая остановка – мастерская реставрации станковой живописи. Здесь царит тишина, нарушаемая лишь шорохом кисти художника, который бережно возвращает картину к жизни. В соседней комнате, известной как “подкупольная”, хранится тайна времён: остатки древней фрески, спрятанной под слоями побелки, напоминают о великом прошлом этого места. Это второй этаж храма, находившегося в центре богадельни. На западной стене видны фрагменты фрески. Живопись есть под побелкой на других стенах и на сводах. Возможно, если бы в училище была специальность реставрации монументальной живописи, то она бы уже была приведена в порядок. Большая икона под потемневшей олифой — тоже дипломная работа.
Мастерская реставрации текстильных изделий – настоящий рай для любителей народных костюмов и старинных тканей. Здесь не только восстанавливают древние шедевры, но и изучают народные костюмы, учатся изготавливать к ним аксессуары, головные уборы. Квартиру, принадлежащую училищу, где останавливаются гости, украшает гобелен, привезённый в приданое прабабушке одной из студенток из города Лодзи (Польша). Он был подарен училищу и отреставрирован силами мастерской реставрации тканей;
Особняком стоит мастерская реставрации керамических изделий, созданная Игорем Борисовичем буквально своими руками. Этот человек, обладающий глубоким знанием своей профессии, посвятил себя обучению молодых талантов. Студенты начинают свой путь с простых копий, постепенно переходя к более сложным задачам, таким как восстановление редких фаянсовых иконостасов. В программу обучения входит реставрация посуды из различных материалов, керамической скульптуры, изразцов.
Дипломникам этого года невероятно повезло. Всей группой они будут восстанавливать необычайной красоты редкий фаянсовый иконостас одной из костромских церквей. Не все фрагменты сохранились. Приходится искать аналоги и додумывать, где какой фрагмент находился. Вызывает вопросы и монтаж уже отреставрированного иконостаса: в какой момент и как зафиксировать иконы, написанные на железных выгнутых пластинах, делать ли створки царских ворот на петлях.
Атмосфера мастерской архитектурного металла кажется особенно суровой и мужской. Лишь однажды девушка решилась попробовать себя в этом ремесле, но смогла выдержать только два курса. Однако, несмотря на трудности, мастерство учеников поражает воображение. Один из них, Алексей, делится секретами обработки металла, подчеркивая важность принципа обратимости в реставрации.
Завершилась экскурсия в мастерской реставрации книг и графики, где на столе под тяжестью фолиантов замерли страницы истории.
Во время учёбы студенты работают с произведениями из коллекций областных музеев. Каждый шаг студентов фиксируется в реставрационных паспортах, и каждое решение обсуждается на реставрационном совете. Ведь сохранение культурного наследия требует не только знаний, но и ответственности перед будущими поколениями. Суздальское училище тесно сотрудничает с заведующей реставрационным отделением нашего училища Екатериной Александровной Сатель.
Финальным аккордом экскурсии стали библиотека и натюрмортный фонд, где царит особая атмосфера уюта и спокойствия. Эти места словно созданы для того, чтобы остановиться, задуматься и ощутить связь с прошлым.
Суздальское училище – это не просто учебное заведение, это живой организм, в котором переплетается прошлое и настоящее, создавая будущее.