Готовимся к Международному дню художника!
Под таким девизом в Московском академическом художественном училище проходят диспуты о профессии Художника и выставка плакатов студентов отделения «Дизайн».
Международный день художника был учрежден в 2007 году и, безусловно, является светлым днем для всех творцов и ценителей изобразительного искусства.
Силами педагогов отделения «Дизайн» (В.Д. Петрухин, Л.А. Молчанова) и кафедры теоретических дисциплин (Э.Р. Мансурова, П.А. Егоров) в библиотеке состоялась встреча со студентами отделений театральной живописи и реставрации.
Профессия «художник» является спутницей человечества от наскальных изображений Палеолита и до современного искусства. Как в древности, так и сегодня роль художника в общественной жизни вызывает дискуссии. Некоторые представляют живописцев в виде таинственных отшельников одетых в бархатные береты и плащи, считая их людьми «не от мира сего». Не все понимают специфику мировоззрения людей данной среды.
Как по этому поводу иронично вспоминал Владимир Любаров, он, оказавшись в должности штатного художника автобазы, создал на ее заборе огромное объявление, буквы которого расположились по периметру всего объекта: «На территории курить строго запрещается!». Когда это увидел директор, то с восторгом произнес: «Наконец-то нам прислали настоящего художника!».
Однако понимание значимости творцов, имеющих свой взгляд на происходящее вокруг, как справедливо отметила Э.Р. Мансурова, намного сложнее. Она напомнила студентам об эпохальном полотне Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и творчестве Василия Верещагина, которые государство и общество восприняли неоднозначно. Данные мастера затрагивали острые, злободневные, провокационные темы.
Ожесточенные споры велись вокруг таких картин В.В. Верещагина, как «Казнь заговорщиков в России», «Смертельно раненый», «Апофеоз войны». Ряду государственных чиновников, особенно из военного ведомства, не нравилась антивоенная направленность творчества этого представителя реалистической живописи. То, что изображалась не парадная сторона войны. А между тем великий баталист, в отличие от многих бюрократов, критиковавших его, погиб на боевом посту вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» в ходе русско-японской войны.
П.А. Егоров рассказал студентам о разных смыслах картины И.И. Левитана «Владимирка». С одной стороны, это дорога слез и страданий, дорога в никуда. Но виднеющийся вдалеке белый храм, завораживающие просторы, небесная ширь и глубина… Не являются ли они символом робкой, но все-таки надежды?
П.А. Егоров