Выставка «Гамма песенной культуры СССР»

«Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого»

(М.А. Булгаков)

     9 марта в выставочном зале Московского академического художественного училища преподавателями Мансуровой Э.Р. (история, обществознание) и Усольцевой С.В. (английский язык) было проведено внеаудиторное интегрированное мероприятие  на материалах выставки «Гамма песенной культуры СССР». Выставочное пространство МАХУ, как правило, используется для выставок, так или иначе связанных с изобразительным искусством. Это обусловлено тем, что живой интерес для студентов и преподавателей училища, в первую очередь, представляют картины. Но музыка также является одним из видов искусства, а, значит, ее цель – художественно отображать окружающую жизнь. Песня, как самый демократичный жанр музыки, быстро и активно откликается на все события, происходящие в жизни страны, превращаясь в «художественные документы эпохи, но не бесстрастные, как фотография, а объемные и личностные, как живопись».

Хочется поблагодарить и.о. директора МАХУ Елену Юрьевну Артемьеву и заведующую методическим фондом Екатерину Юрьевну Григорьеву за то, что в столь плотном графике выставочной деятельности училища выделили несколько дней для демонстрации оригинальных нотных изданий, выпускавшихся в нашей стране с начала и до конца ХХ века.

Предварительное знакомство студентов всех групп 2-го курса началось со вступительной лекции преподавателя Эльмиры Рафхатовны Мансуровой. У студентов была замечательная возможность не только «освежить» знания по истории России, но и подготовиться к изучению темы «Духовная сфера жизни общества» по обществознанию, т.е. материалы выставки стали своего рода связующим звеном между различными дисциплинами.

Одной из отличительных черт советской культуры была ее массовость, неудивительно, что огромной популярностью пользовался такой жанр, как массовая песня. ХХ век в России начался с революционного движения, частью которого стали европейские гимны «Интернационал», «Марсельеза», призывавшие к борьбе за справедливость и человеческое достоинство. Сразу после Октябрьской революции в стране открыто зазвучали боевые песни пролетариата «Смело, товарищи, в ногу», «Мы – кузнецы», «Варшавянка» и др.

Гражданская война 1918-1920 гг.- сложный и противоречивый этап в истории нашей страны. С рождением новой темы (боевые походы Красной Армии) появляется новый коллективный герой – народ, вставший на защиту советской власти с оружием в руках. Многие песни, даже при наличии авторов, стали народными («По долинам и по взгорьям», «Красная Армия всех сильней»).

Песни 20-х годов, сохранив лозунговый и плакатный стиль революционных гимнов и маршей, призывают уже не к сокрушению основ самодержавия,  а к защите и укреплению молодого государства. «Мы» теперь означает единение созидающих сил («Наш паровоз»).

Новый этап советской песенной культуры приходится на 30-е годы. Жизнь молодого социалистического государства разворачивается в условиях первых пятилеток. Магистральной темой многих песен становится тема труда, а главным героем  – народ-созидатель, строитель новой мирной жизни, волевой и уверенный в собственных силах. («Песня о встречном», «Марш энтузиастов», «Марш веселых ребят»). Плакатные жизнеутверждающие краски песен 30-х годов передают атмосферу массового оптимизма, веру народа в светлое будущее. Песни-воспоминания о гражданской войне («Песня о Щорсе», «Орленок», «Тачанка», «Дан приказ ему на запад»), воспитывают уже в новых поколениях готовность защищать свою отчизну. Угроза фашистского вторжения находит отражение в массовом распространении оборонных песен («Если завтра война», «Три танкиста»).

Песенной эмблемой Великой Отечественной войны стала «Священная война», а главной темой песенного творчества – защита Родины. Песня становится оружием фронта и тыла, зовет в бой, вселяет уверенность в победе. Массовыми и любимыми становятся песни об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах («Давай закурим», «Землянка», «Темная ночь» и др.).

Послевоенные песни передают чувства и настроения людей, вернувшихся к мирному труду («Родина слышит»). Но начинается гонка вооружений эпохи Холодной войны и, как протест,  появляются песни, такие как  «Гимн демократической молодежи мира», вдохновляющие международное движение за мир.

В период оттепели с его размышлениями о неповторимости каждой человеческой судьбы песня все чаще обращается к внутреннему миру человека, духовные идеалы общества раскрываются в ней через помыслы и чувства отдельной личности. Главенствующее положение начинает занимать эстрадная песня, требующая ярких и выразительных инструментальных красок музыкального сопровождения. И в публицистических песнях гражданские идеалы общества выражаются высказыванием от первого лица («Песня о тревожной молодости», «Я люблю тебя, жизнь»).

60-е годы продолжают песенные традиции, посвященные темам мира («Пусть всегда будет солнце»), молодежи («Я шагаю по Москве»), Родины («С чего начинается Родина?»), родной земле («Течет Волга», «Русское поле»). Новая волна песен-воспоминаний о Великой Отечественной войне («На безымянной высоте», «Журавли», «Алеша») рассказывает о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне. Космическая эра породила песни, связанные с мечтой о будущем, романтикой и надеждами («Я верю, друзья», «И на Марсе будут яблони цвести», «Нежность»). 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни, горячо поддержанной молодежью. Для бардовской песни характерно неприятие штампа, резко отрицательное отношение к официозу.

Лейтмотивом песен 70-х годов являются такие понятия, как время и память, подтверждением чему служат даже названия песен («Есть только миг», песня «Мгновения» из телесериала «Семнадцать мгновений весны»). Темой памяти также пронизаны песни ««Товарищ», «И вновь продолжается бой», «Как молоды мы были». Память пролегает и через песни-воспоминания о Великой Отечественной войне («День Победы», «У деревни Крюково», «За того парня» и др.) и ощущается в любовной лирике («Эхо любви», «Ты снишься мне»). Проводниками молодежной музыкальной культуры становятся вокально-инструментальные ансамбли («Не повторяется такое никогда»).Устремленный в будущее пафос созидания сменился воспоминаниями о былых свершениях, переосмыслении прожитого.

В 80-е годы уже практически нет ярких песен, посвященных общегражданским темам. Парадно-торжественный тон потерял доверие людей, получивших право открыто говорить о накопившихся в обществе противоречиях. Наиболее активной в смысле обращения к социальным проблемам оказалась рок-музыка («Прощальное письмо», «Мы ждем перемен» и др.).

Как видим, песни являются наглядными свидетельствами всех перемен, происходивших в жизни советского человека. В них не просто заключена история народа, через них раскрывается его душа.

В продолжение лекции студенты группы 2Дг выступили с краткими, но яркими и образными сообщениями на английском языке по конкретным музыкальным произведениям, ноты которых были представлены на выставке. Выбирая для иллюстрации лучшие образцы песенной культуры, запечатлевшие события эпохи, студенты не смогли обойти вниманием Блокадную симфонию Дмитрия Шостаковича, доказывая, что и сложные жанры, гениально отражающие настроения и чувства народа, становятся ему понятны и близки. Так же, как и «Священная война», Седьмая симфония стала символом несгибаемой воли советского народа в борьбе с фашизмом.

На примере музыкальной культуры советской эпохи студентам 2 курса  была предоставлена возможность более глубоко и с разных точек зрения (истории, обществознания, иностранного языка, дизайна нотных изданий) научиться приемам анализа (изучать события, нашедшее отражение в разных видах искусства) и синтеза (складывать из отдельных мозаичных фрагментов единое полотно). Надеемся, что состоявшееся интегрированное мероприятие способствовало развитию у студентов способности критически мыслить и воспринимать мир как единую и целостную систему.