В Электростали открылась выставка династии Тихомировых

28 сентября в городе Электросталь Московской области состоялось открытие выставки династии Тихомировых. Это мероприятие было приурочено к Году семьи в России. Выставка объединила под одной крышей музея-выставочного центра города Электросталь большую семью Тихомировых, а также выпускников Училища памяти 1905 года.

В экспозиции представлены работы трёх поколений Тихомировых:

Георгия Вячеславовича (1908-1986) — художника, музыканта, артиста и директора Клуба им. Горького, который в течение почти 30 лет вносил значительный вклад в культурную жизнь Электростали,

Евгения Георгиевича (1934-2005) — выпускника МОХУ памяти 1905 года 1964 года, автора множества замечательных портретов,

а также Александра Евгеньевича (1956-2017) — выпускника МХУ памяти 1905 года 1979 года, Народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств.

Слева направо: Комарова М.А. (выпуск 1994), Хаустов В.В. (выпуск 1978), Богачев Ю.Н. (выпуск 1975), Неретин А.В. (выпуск 1977), Махоткин А.М. (выпуск 1969), Неретина Е.Н. (выпуск 1977), Попкова И.В. (выпуск 1979), Тихомирова (Фонарёва) Н.В. (выпуск 1979), Попков Ю.Н. (выпуск 1979), Махоткина (Корнеева) А.Г. (выпуск 1971)

О себе, своих кровной и художественной семьях рассказывает в автобиографии Александр Тихомиров:

«Тихомиров Александр Евгеньевич родился 11 марта 1956 года в г. Электростали Московской области в семье, где отец, Тихомиров Евгений Георгиевич, был художником, страстно любившим живопись и жену, Тихомирову Людмилу Васильевну, инженера, работавшую на заводе «Электросталь».

Примерно за год до окончания школы в 1970-1971 году в галерее г. Электростали прошла персональная выставка отца, произведшая на меня огромное впечатление.
Я решил стать художником. Отец взялся за подготовку…

В 1973 году я закончил среднюю школу № 2 и поступил в МХУ памяти 1905 года. Закончил 1-ый курс, ушёл служить в ряды Советской Армии (1974-1976 гг.) в г. Клинцы Брянской области. Вернувшись в 1976 г. из армии продолжил учёбу на живописно-педагогическом отделении. Посчастливилось учиться у Великих педагогов: Булгакова Матильда Михайловна вела живопись, где разговор шёл не о теплее-холоднее, а о «пробе» цвета, его драгоценности. Рисунок преподавал прекрасный акварелист и человек Карпушин Юрий Митрофанович. С ним можно было часами, не замечая времени, говорить об искусстве, часто за бутылочкой, т.к. он был абсолютным «демократом». Композицию вёл Осип Абрамович Авсиян, «препарировавший» произведения как хирург и объясняющий на классических примерах понятия ритма, контраста, паузы, равновесия, динамики и т.д. Диплом вёл Дубинчик Александр Менделеевич (или Михайлович, как он обычно представлялся). Участник ВОВ, прекрасный живописец, умнейший человек, тонкий психолог, общение с которым доставляло огромное удовольствие и некоторый дискомфорт и чувство «лилипутовости» рядом с «Гуливером».

Комиссия разделилась в выборе темы диплома пополам. Одни ратовали за композицию «Творчество», другие за триптих «Деревня». Я защищался, сделав два диплома, впервые к тому же триптих…

Получив «отлично» в 1979 году поступил в МВХПУ (б. Строгановское) на факультет монументально-декоративного и прикладного искусства, отделение «Монументально-декоративная живопись», в мастерскую Гелия Михайловича Коржева.
На вступительных экзаменах писал обнажёнку в контражуре, вызвав большой интерес у Филатчева Олега Павловича, который сразу рекомендовал меня к поступлению. У нас сложились очень тёплые и дружеские отношения с Олегом Павловичем, замечательным художником, педагогом, человеком.

С Гелием Михайловичем было сложней, Великий Мастер был как неприступная Гора. Считал, что до 3 курса со студентами не о чем говорить и ставил неинтересные постановки. Мы с моим другом Володей Юдиным, начитавшись литературы о Жизни Великих художников и движимые молодым задором, отбили себе право самим ставить интересные для нас постановки. В результате «вершина» была «покорена», а на просмотрах за наши «эксперименты» велись «бои». Более революционный и молодой Филатчев был на нашей стороне.

Композицию вела горячо нами любимая Лидия Валерьяновна Комарова. Она была и мамой, и замечательным, терпеливым педагогом, тонко чувствовавшей композицию в экстерьере. Низкий поклон и благодарность всем педагогам, которые гранили нас, пытаясь что-то из нас сделать путное.

В 1982 году возникла потребность креститься. Мой друг Юра Попков договорился со своей бабушкой, Степанидой Ивановной, которая служила в Тарасовской церкви, где был похоронен её сын, Виктор Ефимович Попков. Крестили тайно, без свидетелей, не занося в книгу… Могли выгнать из института. Степанида Ивановна, моя крёстная мать, сказала: «Теперь ты должен продолжить дело крёстного брата твоего Виктора во славу Бога и России…».

Позже, уже в 1989 году, когда во сне была дана концепция «Оконописи», я понял, что крещение было не случайным. Как и переезд в Благовещенск в 1984 году по окончании Строгановки. Кстати, в Благовещенск, на Дальний Восток, я попал с лёгкой руки того же Юры Попкова. Он выполнял живописный заказ. Летел в Комсомольск-на-Амуре. Случилась вынужденная посадка в Благовещенске, часа на три. Он нашёл художественные мастерские, находившиеся в районе «бойни». Поговорил с руководством, сказав, что я хочу уехать из Москвы. Как раз нужен был монументалист. Юра вручил мне телефон и сказал, что дубы с красными листьями, синее небо и снег – всё это страшно живописно. Дело было зимой.

Я списался и через месяц после окончания Строгановки полетел к красным дубам на снегу, которые не скидывают листву зимой.

2 августа 1984 года в пик наводнения с гитарой и рюкзаком, полным книг и красок, я прибыл на Дальний Восток в Амурскую область в город Благовещенск.
Работы по специальности было много. Я сделал ряд крупных объектов до Перестройки. Были выставки: групповые, персональные, молодёжные, областные, зональные…

«Оконопись» и Перестройка пришли одновременно…Было страшно трудно, но появился смысл жизни, ведь в это время одна за другой родились Елена и Дарья, которых мне подарила моя муза, тыл, хранительница Елена. Я в «поте лица добывал хлеб свой насущный», одновременно славил Всевышнего и Россию.»

О своем друге и товарище Саше Тихомирове вспоминают два Юрия Николаевича: Богачёв и Попков.