Выставка к 115-летию со дня рождения главного художника Центрального театра кукол Бориса Тузлукова
20 сентября в 16:00 в фойе большого зала ГАЦТК им. С. В. Образцова в рамках II Международного Фестиваля кукольников «Истоки» открылась выставка «Борис Тузлуков. Совершенство стиля».
Экспозиция – результат коллаборации Музея театра и студентов Московского академического художественного училища (МАХУ), актуальное осмысление личности Бориса Тузлукова и его уникального сценического наследия. Выставка посвящена спектаклям, над которыми Борис Тузлуков работал в 1950 годы, период своей творческой зрелости.
Тематические и биографические коллажи из фотографий, эскизов, воспоминаний и размышлений художника, авторские плакаты, рефлексия на тему того, как бы могли сейчас выглядеть современные афиши к спектаклях тех лет, специально подготовленная к выставке инсталляция, воссоздающая живой творческий процесс «рабочего стола» художника-кукольника, уникальные куклы из спектаклей характеризуют основные направления развития стиля мастера: линия «документального натурализма», фольклорная и гротескно-сатирическая линии. Специальными гостями на открытии выставки станут известные теоретики и практики театра, искусствоведы: художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский, художник-постановщик, лауреат премии «Золотая маска» Виктор Платонов, главный режиссер ГАЦТК им. С.В. Образцова Борис Константинов, искусствовед Анна Флорковская, художник театра и кино, почетный член РАХ Виктор Архипов, художник-график, преподаватель МАХУ Сергей Астафуров.
XX век в России стал временем становления и расцвета профессиональных репертуарных театров кукол. Если драматический, оперный, балетный театры опирались на многолетние сценические традиции, то возникший стационарный театр кукол при всем своем уважении к старому русскому балагану и бродячему Петрушке вынужден был с нуля закладывать свои художественные традиции.
У истоков зарождения новой театральной культуры стоит Центральный театр кукол под руководством Сергея Образцова и вся его творческая команда «первопроходцев». Каждый спектакль театра был новаторским прорывом в области систем управления, конструкций и выразительных возможностей кукол, используемых материалов, сценографических решений.
Среди основателей особое место занимает главный художник театра Борис Дмитриевич Тузлуков (1909–1974). Сын курского железнодорожного кассира, одаренный самоучка, влюбленный в искусство с детства, он стал одним из столпов профессионального российского театра кукол, определив во многом его художественный стиль и заложив театральные традиции «кукольного жанра».
С его легкой руки в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» (1940) на сцену вышли модифицированные индонезийские тростевые куклы, близкие по своему строению к анатомии человека. Они обладали более широким, пластичным жестом, на который не способна была перчаточная кукла, надеваемая на руку. На спор за одну ночь Тузлуков написал пьесу «Мой, только мой» (1958), острую пародию на детективы и мелодрамы. Созданные им яркие сценические образы Мадам Крокет, Детектива, Одноглазого, Графа, его племянника стали популярными и не теряют актуальности по сей день. В «Соломенной шляпке» (1959) зрители стали свидетелями смелого эксперимента с латексом, новым синтетическим материалом, из которого впервые изготовили кукольных персонажей.
Представленная в фойе большого зала театра выставка «Борис Тузлуков. Совершенство стиля» посвящена спектаклям, над которыми Борис Тузлуков работал в 1950 годы. Это период зрелости художника, безупречности стиля и разнообразия творческих исканий. В экспозиции представлены основные направления развития стиля мастера. Линия «документального натурализма» раскрывается в эскизах, фотографиях и куклах к спектаклям «2:0 в нашу пользу» (1950) и «Дело о разводе» (1954). Фольклорная основа – в постановках «Илья Муромец, крестьянский сын» (1951), «Чертова мельница» (1953), «Гасан, искатель счастья» (1957). Гротескно-сатирическая – «Мой, только мой» (1958) и «Соломенная шляпка» (1959).
Выставка «Борис Тузлуков. Совершенство стиля» – результат сотрудничества Музея ГАЦТК и дизайнеров – студентов Московского академического художественного училища (МАХУ). Погрузившись в атмосферу жизни и творчества художника, детально изучив его биографию, освоив огромный пласт визуальных и текстовых материалов, молодые художники-графики представили свое художественное осмысление личности Бориса Тузлукова. Они разработали авторские плакаты к семи спектаклям, а также тематические и биографические коллажи из фотографий, эскизов, воспоминаний и размышлений художника.
Особое место в экспозиции занимает специально подготовленная к выставке инсталляция, воссоздающая живой творческий процесс «рабочего стола» художника-кукольника. То, что 70 лет назад было страстным и отважным экспериментом главного художника Государственного Центрального театра кукол Бориса Тузлукова, на сегодняшний день является бесценным театральным наследием, живым, пульсирующим, вдохновляющим современное поколение.
Выставка «Борис Тузлуков. Совершенство стиля» будет работать до конца театрального сезона 2024/2025.
Купить билет на выставку и записаться на экскурсию можно будет на сайте театра.